ОРДЕР ГРЕЧЕСКИЙ И КИТАЙЧЕСКИЙ

dougong_bracket_forbidden_city.jpg
Фото: http://ru.gbtimes.com/kultura/tradicionnaya-kitayskaya-arhitektura-pod-kryshey-doma

Сегодня рассказ наш будет в нехарактерном для Eveytecture жанре познавательного поста. Навеян он был очередной архитектурной книгой из нашей коллекции, поэтому отчасти посвящается и этой книге. Но только отчасти… А вот тема самого рассказа – мало знакомая для большинства китайская архитектура, а точнее, один её важный элемент – консольная капитель доу-гун.

[И так...]В истории китайской архитектуры выделяют три основных собственно китайских стиля: династии Тан (VIIX вв.), династии Сун (X-XIII вв.) и династии Цин (XVII-XX вв). В эпоху остальных династий (которые зачастую параллельно контролировали разные территории Китая) на промежутке от Тан до Цин китайская архитектура, по мнению историков, значительно отходила от собственно китайских традиций и испытывала серьёзное влияние архитектуры соседних государств, прежде всего, Монголии.

Интересно, что памятников времён династии Тан в самом Китае осталось только 4 штуки. При этом, в Японии сохранилось 25 памятников того же периода (эпоха династии Тан в Китае примерно соответствует периодам Асука и Нара в Японии). Именно в это время буддизм, а вместе с ним и архитектура проникают из Китая в Японию, поэтому японские монастырские постройки этого времени по существу являются китайскими и именно их используют для изучения китайской архитектуры времён династии Тан.

1.jpg
Храм времён династии Тан (https://russiantravelers.wordpress.com)

А вот от династий Сун и Цин сохранилось гораздо больше построек, но что ещё более важно, сохранились два архитектурных трактата: «Инцзао фаши» (1103 г., династия Сун) и «Гунчэн цзофа» (1734 г., династия Цин). В этих трактатах доходчиво объясняется на чём, так сказать, стоит китайская архитектура.

А стоит она не на чём ином, как на всё той же стоечно-балочной конструкции, а точнее её стоечно-консольном варианте. Тут вы, конечно, вспомните: «О! Древнегреческий ордер – это стоечно-балочная конструкция!». И будете правы. Но на этом параллели между древнегреческим ордером и китайским «ордером» не заканчиваются.

Центральный элемент древнегреческого ордера – колонна. А всякая колонная имеет капитель. Колонны могли быть организованы в колоннады, периптеры, портики. В той или иной степени (вашей фантазии) всё это можно разглядеть и в китайской архитектуре. Но на этом самом месте выдающийся наш историк архитектуры Николай Брунов поднял бы палец вверх и сказал бы: «Но!..».

ордер.jpg
Её величество Греческая Колонна (http://antique.totalarch.com/entretiens/2)

Но давайте глянем на капитель китайской колонны и сравним её с капителью древнегреческой колонны. У греков капитель – это не что иное, как продолжение самой колонны, то есть часть стойки. На эту стойку совершенно ясным (тектоническим) образом опирается горизонтальная балка. У китайцев же капитель образована продетыми сквозь колону балками (наиболее близкий греческий аналог – архитрав), которые посредством наслоений дополнительных частей-кронштейнов удивительным и со стороны совершенно непостижимым образом соединяется со стропильной системой нависающей кровли. Вот это и есть консольная капитель, или доу-гун.  

доугун.jpg
Строение консоли доу-гун (http://vietrealm.com/index.php?topic=11396.0)

Посмотрим на него поближе. Та часть, которая напоминает то ли саму капитель, то ли абаку – это и есть доу, то есть набалдашник с пазами. В них вставлены кронштейны (напоминают волюты) – гуны. Кроме того, могут быть и балки, лежащие наискосок (аны) – они нужны, чтобы навесить ещё больше гунов и лучше распределить нагрузку с кровли на колонны. Количество ярусов консолей отражает её ранг. Чем важнее здание, тем выше по рангу были консоли.

1024px-Imperial_Palace_Hall_Reconstruction,_Gallery_of_Chinese_Arcitecture,_Royal_Ontario_Museum,_roof_supports.JPG
Раскрашенный доу-гун в Королевском музее Онтарио (https://en.wikipedia.org/wiki/Imperial_Palace_Hall_Reconstruction)

Забавная с точки зрения древнего грека штука – капители без колонн. Действительно, в Китае для лучшего распределения нагрузки тяжелой кровли делали ещё дополнительные доу-гуны, опирающиеся только на поперечные брусья.

Todai_ji_dougong.JPG
Доу-гуны. Обратите внимание, что некторые из них не опираются на колонну (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Todai_ji_dougong.JPG)

Но всё-таки есть ещё одно очень важное сходство между древнегреческим ордером и китайской архитектурой. Само слово «ордер» означает порядок, то есть определённое отношение частей между собой. В основе таких отношений у греков лежал модуль (обычно диаметр сечения нижней части колонны). Так вот, в китайской архитектуре тоже сложилась система отношений частей «ордера» на основе модуля, которым было сечение бруса (тут есть нюансы, которые мы опускаем), применявшегося для изготовления элементов гун консоли доу-гун. Как и у древних греков, со временем архитектура китайцев переходила от более грузных к более изящным пропорциям, правда, в последнем случае это связывают с нехваткой строительного леса.

Такие параллели между ордерной и китайской архитектурой дают нам хороший повод вспомнить и о таком занимательном явлении в европейской архитектуре XVIII в., как шинуазри. Именно здесь мы видим сочетание ордерной колонны и «китайской» кровли.

11245790.jpg
Китайская деревня в Царском Селе. Вероятный архитектор – А. Ринальди (1770-е) (http://mapio.net/o/3468128/)

Вспомним другой интересный пример. На этот раз уже китайский. На Всемирной Выставке Экспо-2010 (Шанхай), Китай построил гигантскую «упрощенную» реминисценцию на доу-гун – павильон «Корона Востока» (кстати, не без зелёных технологий).

800px-China_Pavilion_of_Expo_2010.jpg
Павильон «Корона Востока», 2010 г. (Корона востока https://en.wikipedia.org/wiki/China_pavilion_at_Expo_2010)

И наконец, мы скажем о вдохновившей нас книге. Это сборник статей, написанных китайскими и русскими историками под общим заглавием «Архитектура Китая: два взгляда» (2013 г., Нестор-История, М.–СПб.). Вообще, это не то что бы развлекательное чтиво, даже совсем нет. Эта книга будет интересна прежде всего тем, кто ценит настоящую научную литературу по истории искусства. Отметим также, что все иллюстрации чёрно-белые, как и положено для таких серьёзных книг. Под катом мы приведём список статей:

IMG_8644c.jpg
«Архитектура Китая: два взгляда», выглядит очень по-умному.

[Содержание...]
ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ:
Структура Зала света Минтан города Пинчэн династии Северная Вэй

Особенности архитектуры Китая эпохи Южных и Северных династий, династий Суй и династии Тан, отраженные в архитектуре Японии периодов Асука и Нара

Анализ масштабов жилых построек простых горожан, располагавшихся внутри кварталов фан города Чанань времён династий Суй и Тан  

Буддийские монастрыри времён династий Суй и Тан

Реконструкция беседки Фаншаньтин монастыря Чунфугун в провинции Хэнань (династия Сун)

Императорские дворцы парка Юаньминъюань в Пекине

Сады каменных львов в императорском парке Чанчуньюань и в городе Сучжоу

Дворец Шоукангун в Запретном городе Пекина

Специфика и значимость декоративного убранства сельской архитектуры

ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ:
Структура традиционного деревянного каркаса времён династий Сун и Цин

Русская архитектура Китая конца XIX – первой трети XX века (историко-культурный контекст, особенности, влияния)

Русская крепость на побережье Жёлтого моря

Поиски культурной идентичности в современной архитектуре Китая

Иностранные архитекторы в Китае: преимущества и опасения страны-заказчика

Сколько всяких терминов можно еще в википедию вносить! Ан, доу, гун, доу-гун:)
О, это далеко не всё! Каждый брусочек имеет своё название :) Кстати, в русской википедии почти ничего об этом нет.
Я наконец-то добрался до идеи сделать статью про доу-гун - вот она здесь . Может, дойдут руки, переведу и на русский. Ссылку на эту вашу публикацию я в статье разместил, потому что один она является одним из источников. Спасибо за материал!

Edited at 2016-06-21 11:45 am (UTC)
Как здорово! Рады, что вам пригодилась статья! Хотя, конечно, мы затронули только самую маковку этого айсберга. Оказывается, о доу-гуне в Википедии написано только на 12 языках...
Очень интересная и непростая статья! Из всего надо хоть запомнить эти три вида архитектуры!
Да, вот и мне! Стыдно признать, я ионический ордер от коринфского отличить не смогу))
Вcегда не понимал, почему именно гречеcкий ордер воcпринимаетcя как оcнова оcнов мировой архитектуры, когда cущеcтвует множеcтво альтернативных cтоечно-балочных ордеров. Данный поcт тому подтверждение.
И еще вcегда интереcовал гипотетичеcкий вопроc, как бы выглядел базовый ордер у инопланетян. Наверняка что-то похожее.)
Да-да :) Кажется, он мог бы быть каким-то органическим (похожим на лишайники, например), ордер этот инопланетный. Что касается греческого ордера, то это, наверное, потому, что сама история архитектуры зародилась на западе, где греческий ордер доминировал.
очень интересная и многообразная культура