МЕСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ. Самодельная Школа в Бангладеше

«Современное» строительство – это вам не хухры-мухры, не цацки-пецки, не халям-балям. Оно высокотехнологично, масштабно и даёт возможность создавать даже самые невероятные конструкции. Однако при всех достоинствах оно имеет пару недостатков: стоит дорого и, скажем так, менее экологично по сравнению со строительством традиционным, то есть всем, что ушло не так далеко от иглу и избушек на курьих ножках.

школка.jpg
[Хотя, наверное, правильнее будет сказать, что это традиционное строительство имеет пару преимуществ...]
Хотя, наверное, правильнее будет сказать, что это традиционное строительство имеет пару преимуществ. Именно их и используют архитекторы, стремящиеся нести свет архитектуры (помните, прочность, польза, красота?) туда, где в нём нуждаются. Ну а где традиционное строительство, там и местные материалы, использование которых опять же хорошо согласуется с целями экономии и заботой об окружающем мире, ведь такие материалы не нужно перевозить на дальние расстояния.

untitled.png

В 2005 году парочка немецких архитекторов, Анна Херингер и Айке Росваг, построила школу для 168 учеников в деревне в Бангладеше, за которую в 2007 их наградили премией Ага Хана (Aga Khan Award for Architecture). Проект прозвали самодельной школой (METI Handmade School), и не случайно. В строительстве принимали активное участие не только местные рабочие, но и сами ученики с родителями, что стало возможным благодаря использованию приёмов бангладешского строительства из бамбука, правда, с некоторыми «техническими усовершенствованиями» вроде крепкого фундамента и нейлоновых верёвок в качестве креплений.

как строили.jpg

В работе, кроме бамбука, был использован грунт, которого вокруг, ясное дело, полным-полно и который с незапамятных времён используется местными в постройках. Толстые земляные стены первого этажа со слоем полиэтилена рассчитаны на то, что они должны выдерживать намокание во время наводнений, которые не редкость для Бангладеша, расположенного в дельте Ганга и Брахмапутры. На этом этаже расположены три комнаты для уроков, а также несколько уютных пещер, переходящих одна в другую, - чтобы их исследовать или просто посидеть и отдохнуть.

пещерка.jpg

Второй этаж, бамбуковый, предназначен для более раскрепощенного и подвижного времяпрепровождения. Он пронизан воздухом, а сквозь просветы в стенах открываются виды на окрестности. Разноцветные сари натянуты под потолком, висят в дверных проёмах.  Вместе с игрой солнечных лучей и теней от бамбуковых стволов они создают дружелюбную и радостную атмосферу.

ворой этаж.jpg

Итак, подведём итоги.

Из материалов были использованы: земля с соломой, бамбук, кирпичи для фундамента, которые выплавляют в печах из местного глинистого песка, цемент, полиэтилен, нейлон.

Что хорошего удалось сделать: школа построена, на строительство потрачена небольшая сумма (25 000 евро), по сравнению с традиционными постройками здание должно быть гораздо долговечнее (спасибо фундаменту и полиэтилену с нейлоном), почти все материалы возобновляемы, а ремонт школы по мере необходимости не будет обременительным. Ну и практически нулевое негативное влияние на окружающую среду прилагается.

В целом же школа выглядит очень уютно, по-домашнему, но в то же время по-настоящему красиво. Одним словом, душевно.

Тут вам и польза, и прочность, и красота.


Источники фотографий:
http://www.moma.org/interactives/exhibitions/2010/smallscalebigchange/projects/meti_handmade_school
http://www.design.kg/index.php?showtopic=2638&mode=threaded&pid=46296
http://www.archdaily.com/51664/handmade-school-anna-heringer-eike-roswag

Во всех этих лоу-тек проектах всегда умалчивается санитаргые аспекты. Врядли там выгребные ямы вместо туалетов.

Ну да, канализация там вроде обычная. Но это же хорошо? Нет?
Очень сомневаюсь что там вообще есть централизованная канализация. Скорее всего септик закопали. А это уже не тянет на "возобновляемые материалы". Потом, полиэтилен - разве возобновляемый? А электричество с каких электростанций получают, с угольных? Я не говорю, что все это плохо. Это нормально. Просто эти моменты не любят афишировать. Все у них чисто и "экологично".
Ну вот вы правы, что не афишируют, есть такое. Правда, недостатки вообще не любят афишировать, то есть не важно зелёная/не зелёная.
Но идея говорить о том и о другом нам понравилась, так как понятно, что нет идеально зелёного строительства и любой подобный проект – это только попытка минимизировать вред и улучшить качество жизни. Не только во время самого строительства, но и в течение дальнейшей эксплуатации.
На счёт электричества: есть инфа, что всё целиком обеспечивается солнечными батареями. Отсюда трудно сказать, так или не так, но это вполне возможно, учитывая уровень инсоляции в регионе и низкие потребности в энергии для такой школы. Что касается полиэтилена, то он вообще дурацкий материал, конечно, но тут он замурован в стены и прослужит долго. В отличие от тонн бытовых пакетов, банок и плёнки, по сути одноразовых.
Ага. Интересно, что тут не просто недорогое зелёное строительство, а ещё и с претензией на архитектуру.